Москва: +7 (495) 662 67 75
Санкт-Петербург: +7 (812) 383 95 55
Другие города: Посмотреть

Есть ошибки — нет людей. Нет ошибок — люди есть

02Сен
Несмотря на постоянный приток населения, кадровый голод в больших городах не исчезает, напротив — усиливается. Растет потребность в персонале с минимальной подготовкой — кассирах, работниках складов и торговых залов, в других подобных сотрудниках. Вместе с этими проблемами как минимум встает вопрос учета выполненных этим персоналом работ и автоматизации взаиморасчетов.

Персонала при этом требуется много, подобные сотрудники необходимы постоянно, обучение для такой работы минимальное, рабочая нагрузка значительная, но в большинстве случаев желательно, чтобы русский язык был родным для работника, иначе, например, у логистических операторов возникают большие проблемы. В крупных городах, в том числе в Москве такого персонала практически нет: местные жители подходящей квалификации либо вообще в работе не заинтересованы, особенно в такой напряженной, либо находят более высокооплачиваемую.

Централизация экономики имеет и обратную сторону: в российской провинции — в деревнях, поселках, маленьких городах — работы почти нет. Список вакансий ограничен, средняя «мужская» зарплата порой не превышает 10 тыс. рублей в месяц, «женская» — и того меньше. Уехать из родных мест навсегда могут и хотят далеко не все, и чем старше человек, тем труднее ему сделать это. Возникает временная миграция, и масштаб этого явления в последние годы увеличивается. Раньше «на вахту» ездили нефтяники и лесорубы, теперь таких профессий множество.

Вместе с тем временным мигрантам довольно сложно самим найти работу в большом городе. Крупным компаниям, а чаще всего такие работники нужны ритейлерам, логистическим операторам, производителям товаров народного потребления, неудобно заниматься их наймом напрямую: люди постоянно меняются, все время искать их, проверять и оценивать, учить, принимать на работу и увольнять — дело довольно трудоёмкое и по­этому дорогое.

В силу сказанного несколько лет назад стал складываться новый сектор рынка персонала: появляются фирмы, которые мигрантам помогают найти работу, а крупным компаниям — решить проблему привлечения людских ресурсов, не увеличивая собственный штат сотрудников.

Лизинг персонала, аутсорсинг персонала, аутстаффинг персонала — термины для таких услуг варьируются, но суть остаётся в том, что работники предоставляются сторонней организацией и не состоят в правоотношениях с предприятиями, на объектах которых выполняются работы.

Менеджеры компаний, работающих на рынке лизинга персонала, не просто предоставляют сотрудников в аренду своим клиентам, а сопровождают их деятельность на объекте: ведут учет времени оказания услуг, формируют отчетность как для клиента, так и для собственной организации, а если понадобится — разрешают конфликты. Аутсорсинговая компания, таким образом, постоянно работает с быстро меняющимся пулом информации: сведениями по учету фактически отработанного времени, отчетностью перед клиентами. Рынок аутсорсинга такого персонала имеет выраженную сезонность с сильным ростом с сентября по апрель, соответственно и объемы хранимых данных меняются в течение года в разы. При этом бизнес лизинга персонала растет на десятки процентов в год (что в классической деловой терминологии определяется как double digit).

«Спрос на услугу по лизингу персонала очень велик, в первую очередь со стороны крупных ритейлеров», — подчеркивает Сергей Стецко, финансовый директор компании «СТС Групп», оказывающей такой сервис. По его мнению, рынок аутсорсинга персонала только складывается, растет быстро, и хотя конкуренция уже есть, пока она очень условна. Темп роста в десятки процентов Стецко считает реальным и на ближайшие годы, но есть и препятствия, которые этот рост сдерживают, и основное из них — недостаток работников. Однако Сергей Стецко уверен, что кадровый потенциал регионов велик.

Все эти особенности бизнеса в свою очередь определяют собой подходы к работе с информацией, порождаемой в процессе деятельности компаний. В данном случае можно отметить: количественный рост информационных ресурсов темпами никак не меньшими, чем рост самого бизнеса;
необходимость масштабировать ИТ-поддержку как в связи с ростом рынка, так и в силу его выраженной сезонности;
изменение структуры данных, продиктованное качественным развитием бизнес-сервисов (например, обеспечение персонала спецодеждой, инструментом, средствами индивидуальной защиты и т.д.);
высокая транзакционная нагрузка на ИТ-системы, по крайней мере в пиковые периоды.
Кроме этого услуга лизинга персонала имеет такую особенность: объем оказанных услуг в большинстве случаев определяется в человеко-часах по каждому предоставленному работнику. Следовательно, работа с данным показателем — ключевое звено в этом деле. Одна ошибка в расчетах, пусть даже исправленная, — и работник возвращается в родной городок обиженным. Да, в конце концов его рассчитали правильно и выплатили всё, что обещали, но любую ошибку аутсорсера он расценивает как попытку обсчитать. О чем и рассказывает всем своим знакомым. Чтобы восприятие вахтового метода работы было позитивным, а репутация компании, заключившей с ним договор, не оказалась подмоченной, ошибок быть не должно.

Добиться этого не просто, но разрешение данной проблемы — вопрос принципиальный. И это далеко не в последнюю очередь вопрос работы ИТ-систем вообще и реализации отлаженных механизмов управления корпоративными данными в частности. Значит, к приведенному списку добавляется еще один пункт — повышенное внимание к обеспечению качества корпоративных данных. Качество же данных не в последнюю очередь определяется дисциплиной их ввода в систему, что для бизнеса лизинг-оператора тоже является потенциальной болевой точкой. Ввод исходных данных здесь массовый, но в то же время он остается ручным. Занимаются этим менеджеры, находящиеся на площадке клиента, в силу чего их не так легко проконтролировать.

«СТС Групп» нашла комплексное решение проблемы хранения и обработки данных: переход на платформу «1С: Предприятие» 8.0. Это позволит решить, полагает Сергей Стецко, и два других вопроса работы с данными: один из них связан с сезонным ростом их объема, который может доходить до 80%, а второй — с постоянным общим ростом. Каждый год объем данных удваивается, увеличиваясь примерно на 60–70 Гбайт. Раньше бухгалтерия работала в приложениях «1С», а менеджеры вели учет объема оказанных услуг в Excel. Хотя формы отчетности во всех подразделениях стандартные, получение сводной отчетности составляло проблему, из-за чего требовался дополнительный конт­роль в расчётах с клиентами и в собственных отчетах, увеличивавший объемы работы. «Нам не удалось найти готового продукта, способного решить данную проблему с учетом специфики бизнеса по лизингу персонала. Пришлось писать приложение самим, и этим занимаются наши собственные сотрудники. Перенос всей информации в единую базу и обработка ее в централизованном приложении на аппаратной платформе в головной компании позволит гибко реагировать на сезонные колебания объема данных и под­держать быстрый их годовой рост», — уверен Сергей.

Затраты на разработку для компании существенны, но, по его мнению, всё окупится ростом объема оказываемых услуг, хотя точных расчетов экономической эффективности от внедрения программного продукта компания не ведет. Вполне достаточно, полагает финансовый директор, если внедрение нового ИТ-инструмента позволит «расшить» узкие места в расчетах с клиентами и в отчетности, поскольку сейчас это стало тормозом в развитии бизнеса. Внедрение идет поэтапно. Уже планируется запустить блок учета объема оказанных услуг в разрезе каждого работника по крупнейшим заказчикам компании. Эту информацию в систему вводят менеджеры на объектах, и именно она — основа расчета и с клиентами, и с исполнителями, и, как следствие, с лицами, фактически оказывающими услуги на объектах. Следующим этапом внедрения станет автоматизация процессов по всем клиентам.

В январе 2014 года «СТС Групп» рассчитывает начать работу уже полностью в новом приложении. Для Сергея Стецко это далеко не первый проект такого типа, и основные сложности он видит именно во внедрении нового инструмента в повседневную работу менеджеров. Вначале контролировать качество данных и аккуратность работы сотрудников он намерен лично, поскольку менеджеров на объектах относительно немного; со временем для этого скорее всего потребуются другие средства. Важно, полагает Сергей, чтобы бизнес-процессы компании были полностью поддержаны средствами автоматизации.

Аутсорсинг самых разных бизнес-процессов получает в России все большее распространение. Если 8–10 лет назад большинству бизнесменов было понятно, что только уборку и приготовление еды можно отдавать «в чужие руки», а все остальное придется делать самим, то теперь ситуация меняется. Стал популярен и аутсорсинг высокопрофессиональных услуг, таких как ведение бухгалтерии и кадрового учета, востребованы и весьма специфические направления, например полное обеспечение производственной компании спецодеждой и защитными средствами. Нарастающий демографический кризис только усугубит ситуацию с нехваткой кадров, так что окажутся задействованы те группы населения, с которыми раньше крупный бизнес не мог или не хотел работать. Роль аутсорсеров персонала при этом будет только возрастать. Мировой опыт свидетельствует, что в некоторых отраслях до 90% кадровых ресурсов привлекается в лизинг, и это удобно и эффективно. Но чем более массовым будет использование кадрового аутсорсинга, тем более технологичными должны быть процессы сбора данных и обработки информации в этом бизнесе.

Автор: Елена Лысенкова,02.09.2013
http://www.iemag.ru/projects/detail.php?ID=28881