Москва: +7 (495) 662 67 75
Санкт-Петербург: +7 (812) 309 34 16
Другие города: Посмотреть

Контроль франчайзи: во вред или во благо?

25Окт
Каждый бизнес нуждается в контроле и франчайзинг — не исключение. Генеральный директор «СТС Групп» Екатерина Муромцева рассказывает о наиболее действенных способах контроля работы франчайзи, которые помогут повысить эффективность и выручку.

Для компаний франчайзинг представляет собой одно из направлений развития бизнеса и главной проблемой такой системы является ее контроль. Главное заблуждение потенциальных или действующих франчайзи в том, что они считают такой бизнес полностью своим. Это не совсем так. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать стандартам франчайзера, который в свою очередь должен это контролировать. Это и есть «здоровый» франчайзинг.

Если Франчайзер лишен информации о том, что в действительности происходит с франчайзи, то он не может давать правильные советы и указывать на недочеты в некоторых ситуациях. К примеру, франчайзи может указывать на значительное снижение выручки за последний квартал, хотя никаких резких изменений в стратегии бизнеса не была. Но после визита менеджера выяснилось, что запах Зоомагазина, который только открыли рядом, заставляет покупателей покидать магазин. Поэтому такие способы контроля иногда необходимы для улучшения ситуации обеих сторон.

Способы контроля

Существуют две группы контроля, которые можно назвать информативными и мотивирующими. Ниже представлены наиболее успешные практики, которые используются на данный момент.

Информативный

Название говорит само за себя. Метод направлен на получение данных о всех бизнес-процессах, происходящих в организации-франчайзи. Здесь нет никаких рисков быть оштрафованным, но и поощрение получить не получится.

Наиболее распространенная методика — получение необходимой информации из баз данных и других систем и их дальнейшая обработка. Этот способ подразумевает проведение выгрузку данных и/или получение полного доступа к системе франчайзингового предприятия для оценки ее эффективности. Существует вариант онлайн контроля. Для этого устанавливается вэб-камера, которая позволяет в любое время проверить, что происходит. Некоторые компании устанавливают вэб-камеры, которые позволяют в онлайн режиме отслеживать все, что происходит у франчази на предприятии. Запуск тайного покупателя позволяет отслеживать качество предоставляемых услуг, оценивать их соответствие стандартам франчайзера.

Мотивирующий

Некоторые методы контроля направлены на мотивацию Франчайзи и выполнение всех стандартов, установленных в франчайзинговой сети. Здесь можно получить, как штрафы за несоблюдение норм и стандартов, так и поощрение за внутренний контроль и высокий уровень ответственности перед франчйзером, партнерами и клиентами.

Контроль эффективности с использованием отрицательной мотивации включает в себя целый комплекс мероприятий. Его условия могут строиться на наложении штрафа по договору, которому следует франчайзи, или на полном прекращении совместной деятельности с невозвратом внесенного ранее паушального взноса.

Стоит заранее учитывать, что штрафы могут накладываться при нарушении условий договора, в котором прописана в том числе методология оценки работы франчайзи. Кстати, такой подход дает возможность снизить риски проведения субъективной оценки. При этом не стоит делать шкалу по баллам, все пункты должны давать однозначный ответ «да» или «нет».

Некоторые считают более эффективным контроль с положительной мотивацией, например, когда франчайзер поощряет за предоставление отчетности. Конечно, этот метод не является обязательным, но так франчайзер в некоторых случаях может мотивировать франчайзи.

Заключение

Если учитывать статистические данные, то можно сказать, что довольно трудно выявить единственный правильный способ контроля предприятий-франчайзи. Подобных методов достаточно много, но каждый отдельный не дает цельную картину. Поэтому для объективизации полученных данных нужно использовать способы контроля в совокупности.

Бизнес Инсайт

СТС.png