Москва: +7 (495) 662 67 75
Санкт-Петербург: +7 (812) 383 95 55
Другие города: Посмотреть

Лизинг персонала на складе

07Авг
Лизинг персонала для логистических компаний достаточно новый инструмент по работе с трудовыми ресурсами. Им пользуются в основном очень крупные компании, часто иностранные или имеющие опытом работы за рубежом, такие как НЛК, DHL, FM logistic. Эффективно ли использовать лизинг в компаниях второго эшелона?

Для этого мы изучили опыт работы компании Агис-Моторс и компании, которая предоставляет ей в аренду персонал, СТС Групп.

На вопросы отвечает:

Акифьева Алиса Сергеевна, исполнительный директор компании Торговый дом «Агис-Моторс»

Почему Вы решили пользоваться услугами арендованного персонала?

Для того, чтобы пользоваться надо знать о существовании такого инструмента. Мы знали о его существовании давно, потому что сами занимались сдачей в аренду персонала. Это было до кризиса, и мы предоставляли услуги Лизинга персонала посторонним компаниям, то есть не замыкались только в своих рамках. Была мысль выделить рабочих в отдельную структуру, которая бы занималась именно предоставлением персонала и самому этой услугой пользоваться. В кризис от этой идеи пришлось отказаться. Упал спрос на рабочую силу, начался процесс оптимизации кадров, пошли сокращения. Изменения в структуре компании обернулись большими потерями среди персонала. Тогда на выходе из кризиса встала задача в быстром наборе новых людей. Мы вспомнили о привлеченном персонале. Начали искать: кто же еще подобным занимается? С удивлением обнаружили, что на российском рынке уже есть компании, которые предоставляют персонал в аренду.

Почему же лизинговый персонал предпочтительнее персонала, нанятого в штат?

Первая причина – склад постоянно меняется, по-другому выстраивается логистика, «новый» человек приходит на новые правила, на новый ритм и режим работы. Он приходит и все воспринимает как данность. Если сотрудник «старый» и он проработал ранее на одних условиях, он все новые порядки воспринимает «в штыки». Когда приходит новый сотрудник, он еще не знает, что было до него, он воспринимает все как данность и он просто приходит, и начинает работать без выяснения отношений. Мысль: «а вот раньше…» — очень губительна, появилась — работы не будет.

Поэтому на данном этапе нашей работы, для меня целесообразней использовать наемный персонал, но с маленькой поправкой «устаканившийся» персонал, собрать некий «костяк», который в стабильных условиях спокойно работал бы.

Вы предпочитаете организовать постоянный штат из персонала, нанятого на условиях лизинга?

Постоянно – вахтовым методом. Нам нужны люди, которые бы возвращались к нам. И они возвращаются, многие были 1 – 2 — 3 раза и возвращаются снова.

В аутсорсинговой компании, с кем мы работаем, я знаю, есть выбор объектов, но они выбирают работу у нас на складе и тем самым формируют костяк всего наемного персонала. На мой взгляд, отдача от таких людей намного лучше, нет никаких конфликтов, «притирки», хотя бывают случаи, что люди говорят: «а я не хочу это делать, я не буду». Но тогда очень просто заменить сотрудника, которого не устраивают наши условия работы.

Мы просим забрать этого работника обратно, и аутсорсинговая компания переводит его на другой объект, а нам присылает другого сотрудника.

Рассмотрев психологический аспект лизинга, давайте попробуем рассмотреть экономический фактор. В чем преимущество, чем нравится с точки зрения эффективности и выгоды привлечение наемного персонала.

1. Попросту нет отдела кадров;

2. Не болит голова, где найти людей;

3. Нет такого понятия как отпуск. Да, один человек ушел, но тут же пришел другой на его место;

4. Нет проблем со снабжением сотрудников спецодеждой, проживанием и другими организационными моментами.

Безусловно, какие-то вопросы из вышеперечисленных мы решаем, но это семечки по сравнению с проблемами, которые приходится решать, имея постоянный штат сотрудников.

Как возросла эффективность с использованием лизингового персонала. Выросла ли прибыль?

Здесь есть пара моментов, нужно учитывать, что персонал изначально приходит необученным и требуется время, чтобы ввести его в рабочий процесс, лишь на второй месяц они становятся прибыльней обычного персонала, поскольку люди приезжают зарабатывать, их коэффициент полезного действия вырастает в 2 раза.

Какие еще преимущества лизинга персонала Вы могли бы отметить? Возможно, лучше мобильность?

Однозначно, мобильность. Поскольку в один день нужно произвести замену, увеличить, или уменьшить количество людей, причем это делается быстро и удобно «по звонку» и никто из аутсорсинговой компании не задает вопросы: «а где я возьму людей?». Поэтому мобильность – безусловный плюс.


Не возникает ли проблем с мобильностью наемного персонала между объектами, в частности, складами?

В данный момент, склад у нас один, но когда было 4, то бесперебойно направляли нужное количество временного персонала на каждый склад. Сейчас у нас осуществляется перевод наемного персонала с участка на участок, на каждом участке свой фронт работ, поэтому мы стараемся, чтобы новые люди прошли все участки и были универсальны. И далее, в зависимости от того, где требуется подкрепление, туда направляются люди. С постоянным персоналом возникли бы трудности. Сложность в том, что постоянные сотрудники говорят: «Вот что написано в трудовой книжке, то я и буду выполнять, соответственно своей должности».

Были ли моменты когда лизинговый персонал, его мобильность, позволила решить проблему на предприятии или на складе в Вашем случае?

Сейчас мы строим себе новый склад, постоянно возникают ситуации, требующие быстрых решений, и тут сбоев быть не должно. И возможность «по звонку» в течение суток решить проблему привлечения дополнительных людей, — поскольку все имеющиеся уже распределены по обязанностям, — это, конечно же, одно из главных преимуществ лизинга персонала.

А с юридической точки зрения, чем проще лизинг?

Ответ очевиден, у нас отсутствует отдел кадров.

Как Вы планируете в дальнейшем развивать логистику с помощью лизингового персонала, какие у Вас планы?

В планах: работать, повышать качество и количество предоставляемых услуг, увеличивать производительность труда, работать с персоналом, делать из них профессионалов, формировать тот самый «костяк», о котором, мы уже упоминали; возрождать учебный центр, который у нас был. Мы хотим, чтобы любой человек, который впервые приходит, 3 дня проходил обучение, сдавал экзамен по пройденному материалу и на работу.

А в условиях кризиса Вы не пробовали использовать услугу лизинга персонала?

Сначала нужно понять для себя, что есть кризис. Лихорадка финансовых институтов или же проблема в работе обычных компаний рынка. Помимо финансового, есть еще рыночный кризис. Финансовый кризис – палка о двух концах, еще неизвестно закончился ли он. А вот что касается кризиса определенных рынков, то он продолжается и не связан никак с деньгами, он связан с конкуренцией.

Приведу пример, у нас было 353 человека до кризиса, сейчас порядка 40 человек. Только из нашей компании вышло 6 конкурентов, с теми же поставщиками и клиентами. Все, кто ушли, ушли с клиентской базой, с аналитикой, и работать на рынке стало значительно сложнее.

Очень большая конкуренция - разве это не есть кризис? Продажи у всех упали, и народ начинает разоряться – неужели это не кризис?

Есть верхушка айсберга, а есть сам айсберг. Верхушка – это игры финансистов, а то, что под ними настоящий кризис, и мы все пожинаем его плоды. Это касается не только одного рынка, на котором работаю я, это касается всех рынков. У меня есть возможность заглянуть в различные сферы – финансы, банки и т.д., и я вижу, где что происходит. Но если бы не было этих последствий, аутсорсинговыми услугами никто бы не пользовался.

Так вот, мы подошли к главному вопросу – Почему пользуются нашими услугами?

Потому что не нужно конфликтовать с постоянным персоналом, при работе с временным персоналом не звучат слова: «не хочу и не буду», «а мне за это не платят». Такого сотрудника по условиям договора я могу заменить другим, позвонив нашему персональному координатору, со штатным человеком я так сделать не могу.

Расскажите, как Вы выходите из кризиса, о котором мы говорили с Вами?

Да пока никак не выходим, решаем сейчас проблемы, заканчиваем стройку. Из кризиса можно выходить, когда у тебя уже все готово, выстроено и ты уже занимаешься нормальной работой: поставками, обслуживанием клиентов, торговлей, и т.д., а сейчас у нас идет стройка.

На Западе порядка 9 компаний из 10 используют персонал, в том числе линейный персонал в лизинг, они его арендуют. Возможна ли такая схема в России?

Возможно, только придется менять менталитет.

В чем должны быть изменения?

Изменение в доверии, у нас склад не просто наш, мы предоставляем одну из услуг — хранения запчастей. Персонал мы перестали предоставлять в аутсорсинг, осталось хранение.

Пока все учитывается в нашей базе, народ спокойно воспринимает тот факт, что у нас наемный персонал, не свой собственный, а лизинговый. Как только мы подходим к тому, что люди работают в своей компьютерной системе и вся работа ведется в их системе, я прошу: дайте доступ в Вашу систему для лизингового персонала, — не дают.

У нас осталось несколько старых сотрудников-руководителей, они единственные, кому дают доступ в эти системы, Это создает большие проблемы, там должен работать и кладовщик, и другие работники. У каждого своя операция и он должен ее проводить. Не доверяют категорически. Вот если бы сотрудники были в штате, как раньше, вопросов бы не было. А поскольку персонал лизинговый – нет! Пока переубедить их не удается.

В чем проявляется страх?

Страх заключается в том, что если сотрудник что-то натворит – он исчезнет, он ведь чей-то и не числится у меня конкретно, и не факт, что та компания, которая предоставила этого человека, будет за него отвечать, к штатному можно было предъявить претензии, в конце концов, сдать в милицию.

Но ведь и лизингового сотрудника, который нанес ущерб компании можно привлечь в милицию или к ответственности?

У людей иное восприятие, они считают, что этого сделать нельзя.

Как тогда выходить из такой ситуации по Вашему мнению?

Доказывать, что это не так всевозможными способами. Компания, которая предоставляет персонал, должна за него отвечать, также как и мы в свое время. Когда мы предлагали персонал в аутсорсинг, то компании были уверены, что имеют дело лично со мной, и что я никогда в жизни от своих слов не откажусь. У нас брали персонал, потому что не боялись обмана. Лизинговая компания должна полностью нести перед заказчиком ответственность. Должны установиться нормальные человеческие отношения.

Вот недавний пример: 4 раза сотрудники ломали лифт, 3 раза я возмещала ущерб, и вот сломали в 4-й раз. Тут я предприняла меры, поскольку устранила все имеющиеся препятствия для нормальной эксплуатации лифта. Лифт мы установили недавно, это очень дорогое оборудование и ремонт его влетает «в копеечку». 3 раза мы устраняли неисправности за свой счет, но так как его каждый раз ломали одним и тем же образом, последствия должны устраняться совместными усилиями. С аутсорсинговой компанией мы договорились, что половину убытков возьмет на себя сама компания, половину возместим мы, но с условием, что в следующий раз вся ответственность и возмещение убытков лягут на плечи аутсорсинговой компании. Хочется, чтобы компания тоже что-то делала, и надо отдать должное, компания, с которой мы сотрудничаем, не пыталась уйти от ответственности. Все оплатили. Такие ситуации должны порождать доверие друг к другу, понимание что «мы в одной лодке» и есть ответственность. Это должна понимать не я, кто пользуется услугами наемного персонала, а тот, кто еще не пользуется, но может воспользоваться. Если я по складу характера авантюрист и готова рисковать, пробовать, то не все авантюристы, очень много консерваторов, которые хотят просчитать все и вся наперед, а это невозможно, не все можно просчитать и превратить в цифры в конкретную секунду времени пока не попробуешь.

Скажите, может быть стоит организовывать более тесное взаимодействие между компанией-арендодателем и компанией, которая арендует? Более тесное юридическое или личное взаимодействие?

Личное взаимодействие в первую очередь. Я обычно говорю: ну хотя бы пожелать доброго утра и спросить как дела, все ли нормально, может что-то нужно сделать лучше…

Обычное человеческое общение, узнать, как идет работа, может что-то следует изменить, уточнить, не нужны ли будут еще кадры. Т.е. обычное общение, которое занимает в день 2-3 минуты, звонок вежливости.

Считаете ли Вы, что современное российское законодательство к лизингу подошло очень своеобразно.

Не могу точно ответить. В свое время, когда мы предоставляли персонал в лизинг, было очень проблематично описать эту услугу в договорах, что сейчас — не знаю, в свое время мы «извращались». Помимо лизинга была услуга – управление компанией. До кризиса мы забирали управление фирмами, была управляющая компания, которая этим занималась, но сейчас не до этого. Тоже была проблема как это правильно дело зарегистрировать и т.д. Выкручивались, нормально работали два с лишним года.

Как, по-Вашему мнению, будет ли расти рынок лизинга в России?

Да, будет.

Кто в первую очередь будет пользоваться этим инструментом?

Скорее предполагаю, кто будет хотеть воспользоваться этой услугой. Скорее всего, это будут производства, которые будут пытаться расширяться, но есть один нюанс, им будут нужны квалифицированные кадры, а их на сегодняшний день нет. Для того, чтобы их предоставлять, нужно будет создавать учебный центр, какой был ранее у нас. Персонал придется учить в любом случае.

Источник: Логинфо
Журнал «Логинфо» №137 07.08.2011