Москва: +7 (495) 662 67 75

200 000 IT мигрантов решат проблему дефицита специалистов?

22Ноя
2013

В современных условиях многие компании сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров, и службы, связанные с информационным технологиями, не являются исключением.
Привлечение специалистов из ближнего зарубежья является одним из методов борьбы с нехваткой персонала, но, на мой взгляд, его эффективность в этом направлении будет очень низка. Связано это с тем, что фактически те рынки, которые являются источниками персонала в данном процессе, слаборазвиты, кадровый резерв там мал. Если высококвалифицированный специалист все же принимает решение о миграции, Россия в качестве целевого рынка вынуждена будет конкурировать с другими странами, например, США, где условия для самореализации намного лучше.
Основными мотивами миграции в этой среде являются ожидания материального и карьерного роста, возможностей, которых на других рынках больше. Социальные причины имеют большое значение лишь для немногих. В любом случае требуется определенное время и усилия как государства, так и работодателя для социальной и профессиональной адаптации. Нам только предстоит определить эффективность всего этого. На мой взгляд, проблему дефицита специалистов нужно решать, обеспечивая кадрами страну.
Однако в России этого не происходит в нужном объеме. Еще со школьной скамьи будущих специалистов должны ориентировать на дальнейшее обучение, построение карьеры, развитие в своей отрасли. Компании должны работать с профильными учебными заведениями, спонсировать отдельных студентов, работать с выпускниками. Конечно, компании на нашем рынке вкладывают деньги в развитие специалистов, курсы, технологические решения, но, в основном, под строго определенные проекты. Кроме этого, общим «больным» местом является профориентация молодежи.
Большинство сформировавшихся специалистов – бывшие самоучки, процент же устроенных по профессии очень низок. У многих учащихся нет внутренней мотивации к обучению, которая вполне могла отсутствовать даже на начальном этапе обучения. Специалисты проходят обучение ради «корочки», уровень их знаний соответствующий. Уверен, что основная работа по разрешению проблем проводится не на уровне государственных структур, а на уровне бизнеса.
Компании являются основными потребителями услуг специалистов, и лучше других способны сформулировать свои требования к ним. Чем шире участие бизнеса в судьбе потенциального кадрового резерва, тем больше лояльных и качественных сотрудников он получит. Развитие в этом направлении возможно при реализации целевых программ в учебных заведениях, что и происходит, но в небольшом объеме. Проблема IT-мигрантов стоит не так остро, как проблема трудовой миграции в целом. Квалифицированные кадры имеют ряд особенностей, которые не позволяют оценить эффективную политику свободного трудоустройства для иностранных граждан в области IТ.
Для разрешения проблемы нехватки кадров требуется большее участие российского бизнеса в формировании своего кадрового резерва.

top-personal.ru