Москва: +7 (495) 662 67 75

СТС Групп в СМИ

12Сен
2013
А могут ли без принуждения молодые специалисты ехать в самые удаленные уголки страны?

Для тех, кто сегодня имеет студенческий билет и вовсю «грызет гранит науки», пожалуй, самым актуальным вопросом из тех, что обсуждаются во властных структурах, стал вопрос о возможности возврата к старой системе распределения выпускников высших учебных заведений. Многие из нас слышали, как Президент на заседании Госсовета по вопросам повышения качества и доступности медицины в регионах сказал о необходимости "увеличить долю целевого приема в образовательные учреждения по программам высшего и среднего профессионального образования", а также "предусмотреть ответственность обучающихся по целевому набору в части возврата бюджетных средств, затраченных на обучение, если они изменили желание идти работать в систему". Какие проблемы кроются за этими словами? Чего именно следует ожидать в связи с этими планами российским студентам? Ситуацию специально для нашей газеты комментирует Андрей ЩЕТКИН, директор по развитию «СТС Групп» - крупной столичной компании, работающей в сфере персонала:

- Что сказанное означает на практике? Проект поправок в Закон о высшем образовании предполагает, что при поступлении в вуз абитуриенты будут подписывать договор, обязывающий их по окончании обучения отработать по распределению не менее двух лет. Либо же вернуть потраченные на образование деньги. Новшество касается исключительно студентов-бюджетников (будущих учителей, врачей и др.).
Суть проблемы заключается в том, что государство вкладывает в подготовку будущих специалистов немалые средства. Подготовка одного специалиста ежегодно обходится казне в среднем в 70-80 тыс. рублей. И зачастую эти вложения не оправдываются, поскольку многие выпускники не идут работать по специальности, уезжают за границу, не хотят ехать в регионы.

А спрос, к примеру, на будущих медиков растет из года в год. Как показывают результаты исследования Федеральной службы государственной статистики, которое проводится раз в два года, в конце 2012 г. потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по России составила 835,6 тыс. человек, что на 35% больше, чем на соответствующую дату 2010 года. И наибольшую потребность в специалистах высшего уровня квалификации испытывают организации здравоохранения и предоставления социальных услуг (83,6 тыс.). Больше всего возросла потребность в специалистах в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения (на 18,3 тыс.).
В здравоохранении и сфере социальных услуг больше всего вакансий по профессиям врачей, врачей-лаборантов, методистов, судмедэкспертов, специалистов по экспертизе, по реабилитации инвалидов, стоматологов, психологов и специалистов в сфере социальных проблем. В образовании не хватает педагогов начального профессионального образования, преподавателей средних школ; колледжей, вузов, а также других специалистов по обучению - консультантов, инструкторов, методистов, лекторов, преподавателей музыки, пения, танцев, специалистов по методике обучения и воспитательной работы.

Специалисты среднего уровня квалификации также наиболее востребованы в здравоохранении и сфере социальных услуг, в образовании. Число вакантных рабочих мест там на момент исследования насчитывало более 139 тыс., и наибольшее количество вакансий зафиксировано среди медсестер, фельдшеров, персонала дошкольного воспитания и обучения и социальных работников.
О проблеме говорят давно, и даже предпринимаются попытки как-то повлиять на ситуацию. Так, к примеру, в июне этого года принята ведомственная целевая программа «Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров в медицинских организациях, входящих в муниципальную и государственную системы здравоохранения Ленинградской области, в 2013-2015 годах». В документе приводится показатель укомплектованности: врачами муниципального звена - 66,1%, средним медицинским персоналом - 77,0%. Отмечается высокая текучесть врачебных кадров. Предполагается, что принятая программа как раз и должна повлиять на ситуацию с кадровым дисбалансом региональной системы здравоохранения Ленинградской области. Правда, предполагаемые в ней меры не так категоричны, как в поправках к закону, и, думается, будучи принятыми, они помогут реализации и этой программы.

Итак, по замыслу законодателей, поправки в Закон о высшем образовании должны внести изменения в сложившуюся негативную практику. Но надо признать, что очевидны некоторые спорные моменты, о которых депутаты пока молчат.

Во-первых, не совсем понятно, как инициатива коррелируется с действующим законодательством. Ведь Конституцией четко установлена свобода граждан в выборе профессии и роде занятий. Не будет ли это нарушением конституционных прав на свободу труда?

Во-вторых, как быть тем, кто планирует поступать в аспирантуру? Получается, что выпускники вузов вынуждены будут сделать двухлетний перерыв в научной работе. А это довольно серьезный срок. И, наконец, не хотелось бы, чтобы все свелось к системе принуждения. Известно: работа «из-под палки» неэффективна. Принимая в целом идею вернуть принцип распределения студентов, прошедших обучение на бюджетной основе (получил образование за счет государства – поработай на него пару лет), заметим, что и государству следует кое-что сделать для молодых специалистов. Им нужно обеспечить условия для дальнейшего роста, дать возможность профессионально развиваться. И, конечно, необходимо обеспечить нормальные условия жизни – жилье, достойную зарплату. Тогда молодые люди, думается, и без всякого принуждения поедут даже в самые отдаленные уголки страны.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10301975@SV_Articles