Москва: +7 (495) 662 67 75

СТС Групп в СМИ

11Мар
2023

Развитие и перспективы аутсорсинга в России

 

Аутсорсингу в России немногим больше 30 лет. Отрасль, к которой изначально бизнес относился с недоверием, стабильно растет и демонстрирует в кризисы высокую гибкость. Как менялся аутсорсинг в России и что ожидают профессионалы в будущем, рассказывает Ринат Хусяинов, коммерческий директор «СТС Групп».

Трудовые отношения изменились благодаря развитию бизнеса в 90-х. Незыблемые формы трудоустройства – сотрудники в штате и работа десятилетиями на одном месте – пошатнулись. Развивался сектор IT, ритейл, производство, сфера обслуживания, стала востребована реклама. Функционал компаний расширялся, и потребности в кадрах менялись в зависимости от задач и сезонности производства. Перекраивать штат, сохраняя стандартные схемы занятости, стало невозможно.

Аутсорсинг по годам

Эффективным решением для компаний было привлечение временных работников и передача отдельных функций на аутсорсинг. В первую очередь к провайдерам аутсорсинговых услуг обращались иностранные компании, пришедшие в Россию. Местный бизнес привлекал аутсорсинг аккуратно, стараясь защитить данные о коммерческой деятельности. Скачок произошел в 2008-2009 годах, когда пришлось оптимизировать бюджет из-за финансово-экономического кризиса.

К 2010 году 54% российских кадровых агентств предлагали услуги по подбору временного персонала. Временных сотрудников нанимали треть отечественных компаний, но большинство из них это делало самостоятельно – 79%. В среднем рынок аутсорсинга ежегодно давал прирост 10-12%, не снижая планку даже в кризисные годы. Так, в санкционный 2014-й, когда объем подбора персонала в целом сократился, рынок предоставления временных сотрудников вырос на 11%.

Через 6 лет, в 2020-м году, при пандемии аутсорсинг за счет своей гибкости и быстрого реагирования оказал мощную поддержку бизнесу и вырос еще на 13,7%. И это несмотря на общее снижение рынка подбора персонала на 20,6% по сравнению с 2019 годом. В 2022-23 годах, когда экономика и кадровый рынок в очередной раз глобально перестраиваются, аутсорсинг продолжает развиваться и решать острые кадровые задачи предприятий.

Прогнозы

В условиях волатильности экономики и зависимости от внешних факторов точные цифры на ближайшие годы озвучить сложно. Но тенденция очевидна – рынок аутсорсинга будет расти. Переориентация рынка с импортных компаний на российские обеспечивает рост собственного производства, и предприятиям потребуется больше ресурсов для организации процессов.

Дефицит рабочих и линейных специальностей, который наметился еще в 2014-м, усугубился в пандемию и стал очень острым к 2023 году. В 2022-м вакансий для рабочего персонала стало больше на 20%, при этом на одно место приходится 0,9 кандидатов. Отток сотрудников из-за мобилизации, переезд россиян в другие страны и рост российского производства суммарно дали такой эффект.

Наем временного персонала спас предприятия в пандемию, когда была ощутимая нехватка курьеров, работников складов, сотрудников кол-центров и IT-специалистов. И сейчас сотрудничество с провайдерами аутсорсинговых услуг может серьезно изменить ситуацию. О намерениях перейти на аутсорсинг говорят и представители опрошенных компаний. Решать ситуацию планируют, привлекая больше женщин (15%) и возрастных сотрудников (8%), а также 7% компаний увеличат количество временного персонала. Так же кажется реальным скачок развития аутсорсинга в госсекторе в условиях укрупнения компаний и переориентации экономики.

Например, у нас за 2022 год возобновилось сотрудничество с частью клиентов, которые приостанавливали свою деятельность на территории страны. Добавилось 2 города миллионника и 12 населенных пунктов в общий пул городов обслуживания, а выход персонала нарастающим итогом за год увеличился более, чем на 1 млн часов.

Ожидания участников рынка

Профессионалы рынка ожидают от данного сегмента большую прозрачность и открытость. До сих пор многие компании, которые еще не обращались к аутсорсингу, считают этот рынок серым. Они знают о возможных последствиях сотрудничества с теневыми аутсорсинговыми компаниями. Чтобы рынок стал более цивилизованным, мы надеемся на большую инициативу регулятора в лице ФНС.

Одним из инструментов формирования доверия и открытости может стать членство в профессиональных ассоциациях. Вступить в которые можно будет только компаниям, которые строго соответствуют критериям ассоциации. Предстоит разработать стандарты, которые будут своего рода сертификацией провайдера на рынке. Например, критериями могут быть количество оформленного персонала в штате компании, отчисления в фонды, прозрачность в оформлении персонала, предоставляющего услуги.

Мы считаем, что для аутсорсинговых компаний важны гарантии при приеме людей на работу. Провайдер несет за них ответственность перед заказчиками, и хотелось бы иметь возможность получить информацию о кандидате. Пример - кредитная история заемщика, которую могут просмотреть банки, перед тем как принимают решение о выдаче кредита. А у нас нет единых баз, в которые сходились бы данные о сотруднике от предыдущих работодателей. До сих пор при приеме на работу работодатель в ручном режиме собирается информация о кандидате, обзванивает предыдущие места работы кандидата. Автоматизация очень упростит работу. При этом, безусловно, важна защита персональных данных, чтобы доступ к ней имели только аккредитованные организации.

Издание Report

СМИ СТС.png